Смотреть онлайн!

Интервью с зуммерами: особенности и советы рекрутерам

08 февраль 2022, Вторник
12100
Опубликовано в категории: Рекрутинг
Интервью с зуммерами: особенности и советы рекрутерам
Американские исследователи Нейл Хоув и Уильямс Штраус в начале 90-х разработали теорию поколений. В основе лежит утверждение, что определенные события способны у разных людей формировать схожие черты характера. К поколению Z ученые относят людей, родившихся между 1997 и 2010 годами. Следует отметить, что использование теории допускает поправку в страну. Каждое государство развивается своими темпами. В целом считается, что нашим зуммерам сейчас в среднем от 10 до 24 лет. Следовательно, старшие из них уже активно пробуют свои силы на рынке труда.

Зуммеры (или центенеалы) значительно отличаются от предыдущего поколения миллениалов, для которых характерен здоровый карьеризм, умеренная усидчивость и перфекционизм. Новое поколение поисковиков часто характеризуют как ветряное и непостоянное. Создается образ людей, которым тяжело примириться с офисной рутиной. Но мы воздержимся от необоснованных критических оценок и попробуем по новым вызовам увидеть возможности, которые представители поколения Z могут открыть современным компаниям.

Эксперт Дарья Фокина, позиционирующая себя как консультант по работе с поколением Z, называет следующие особенности этих людей:

Они проводят много времени в социальных сетях. Для них такие онлайн-площадки – не только места для общения, но и платформы для самовыражения.
Они имеют клиповое мышление. Интервал внимания у этих людей в среднем не превышает 8 секунд.
Потребление информации для них перманентным процессом.
В мировоззрении одним из ключевых приоритетов является саморазвитие.
Они стремятся быть признанными и популярными, но при этом приносить пользу другим людям.
На формирование зуммеров повлияла информационная эпоха, однако не следует воспринимать их шаблонно. У каждого из них свой характер, темперамент, мечты и карьерные устремления. Каждый рос в уникальных и неповторимых условиях в контексте семейного воспитания, первого опыта социализации.

Экзистенциальные вопросы – в приоритете

Казалось бы, сфера трудоустройства – это не отрасль, где люди говорят о мировоззренческих вопросах. Но, чтобы лучше сотрудничать с поколением Z, следует понимать его ценности и поиски смыслов. Зуммеры часто склоняются к мысли о том, что можно уехать куда-нибудь на остров, зарабатывать ведением блога и, при желании, затем вернуться домой и устроиться на работу в престижной компании.
Надо сказать, некоторым из них удается выполнить часть этого замысла. Но процент тех, кто реализовал подобный сценарий, ничтожно мал, хотя эти истории яркие и мотивирующие. Одно из ключевых противоречий зуммеров состоит в том, что они боятся упущенных возможностей и одновременно упускают их, теряя время на перманентный поиск себя и изменение сфер деятельности. Проблема сложного выбора не дает зуммерам увидеть себя в перспективе. А если такое видение и есть, то оно часто туманно и далеко от реальности. Уже при первых вопросах о том, как человек будет выстраивать свою пошаговую стратегию к желаемым результатам, он начинает сомневаться.

Зуммеры не терпят бюрократии, поскольку не видят в ней смысла даже тогда, когда определенные формальные процедуры являются частью интересующего их творческого проекта. В то же время, они мыслят креативно, помогают компаниям находить новые решения в изменяющихся условиях.

Одной из потребностей современного бизнеса является адаптация к постоянно меняющимся условиям. Современный мир называют турбулентным. Умение не только приспособиться к этой турбулентности, но и извлечь из нее выгоду становится одним из самых востребованных навыков. И в этих условиях, когда старые схемы перестают работать, а новые приходится постоянно трансформировать, гибкость и творческий подход зуммера ценятся.

Но есть проблема: трудность содержания этих людей в штате. Компании понимают, что они могут инвестировать много средств в обучение таких специалистов, но их жизненная динамика и склонность к изменениям становятся фактором риска. Человек, на которого еще вчера возлагали большие надежды и инвестировали немалые средства в профессиональное развитие, уже завтра сообщает о том, что увольняется и уезжает в путешествие, испытывая потребность в поиске себя.
Поэтому ключевой вопрос во взаимодействии с зуммерами на уровне трудовых отношений – прежде всего, не карьерный, а экзистенциальный. При собеседовании это разговор не только о компетенциях, но и о ценностях. А еще о стратегическом видении жизни.

Такой поисковик должен увидеть в лице руководства компании людей, которые будут транслировать убедительный месседж: “Работа у нас – это стабильность, но не рутина. Мы ценим последовательность и стратегию. Систематические усилия в сочетании с креативным подходом дадут гораздо больший коэффициент успеха, чем постоянные поиски и стремление постичь необъятное”. Конечно, сформулировано упрощенно и каждый работодатель адаптирует информацию под контекст конкретной ситуации. Но именно те вещи, которые позволяют представителю поколения Z взглянуть на компанию, увидеть в ней перспективы и ответы хотя бы на некоторые вопросы, связанные со сферой личных ценностей.

Выстраиваем интервью: акценты

Руководителям и рекрутерам в общении с зуммерами следует придерживаться следующих принципов:
1. Простота и конкретика. Новое поколение поисковиков демократично в общении. Для этих людей не свойственно объяснять сложные вопросы окольными путями. Поэтому лучше все говорить прямо.

2. Акцент на возможностях. Не только для карьерного роста, но и для последовательного успеха. В этом контексте очень важно раскрыть перед молодым специалистом причинно-следственную связь между успехом и последовательностью. Именно такая подача информации ответит на многие экзистенциальные вопросы, связанные со стремлением "постичь необъятное" и не упустить ничего.

3. Поговорить о выборе в контексте карьерных высот. Для представителей поколения Z часто трудно делать выбор опять-таки из-за страха того, что это ограничивает. Если учесть эти моменты и грамотно интегрировать их в собеседование, поисковик будет понимать, что руководство компании осознает его ценности, стремление к поиску и трудности в принятии некоторых решений.

author Автор: Артём Маслов. Соавтор: Лейла Алиева