Я работаю татуировщицей. Думаешь, легко?
Параллельно я продолжала развиваться в графическом дизайне и сразу после учебы попала на работу в журнал Cosmopolitan. Интересно, что на той же неделе взяла первый урок по татуировке: вот я учусь делать тату на банане, а вот прохожу собеседование в Cosmo.
Курсы по татуировке были мне не по карману, потому попросилась у ученицы к тату-мастеру. Поскольку обычно она не участвует, частные занятия я оплачивала как почасовую работу мастера. Решила, что лучше куплю оборудование и буду учиться у нее, чем платить сумасшедшие деньги за то, что меня будут учить рисовать на бумаге и делать то, что я на тот момент уже умела.
Условия обучения были жесткие: мастерица сказала, что я должен сразу купить нормальное оборудование и учиться [делать тату] на своем. Надо было приобрести машинки, блок питания и все расходные материалы. Тогда, три года назад, такой пакет стоил около 20–25 тысяч гривен, и для студентки, только заканчивавшей институт, это была огромная сумма. У меня был выбор: либо снимать квартиру и спокойно ездить на работу в редакцию, либо остаться в общежитии, которое я ненавидела, и оплатить оборудование и обучение. Я выбрала второе и не пожалела.
После учёбы я начала совмещать основную работу с работой в тату-студии. Сначала работала в режиме 5/2 (5 дней в офисе, 2 – в салоне), а впоследствии стала брать каждую пятницу отпуск за свой счет, чтобы уделять больше времени тату.
В будни у меня был типичный офисный график: в редакции нужно было быть с 11 до 19 часов. На выходных в студии работа начиналась раньше: первая запись могла быть на 10, но приехать нужно было раньше времени, чтобы подготовить кабинет.
Иногда я соглашалась даже на ночные сеансы. Говорила: Вам удобно в 12 ночи? Так давайте в 12 ночи!» Это был тяжелый период: после завершавшегося под утро сеанса уже не было смысла возвращаться домой, поэтому я ехала в офис и досыпала несколько часов на редакционном диванчике.
Расходы на аренду кабинета и расходные материалы выливались в большую сумму, поэтому первые месяцы я работала в минус и даже не думала о прибыли. Но мне кажется, что в какой-либо профессии на старте не нужно ставить деньги на первое место.
Сначала я едва покрывала свои расходы на папу зарплатой и фрилансами, но вскоре дела пошли вверх. Когда сумма, заработанная за выходные в тату-студии, начала превышать мою месячную ставку, я задумалась о том, правильно ли расставляю приоритеты.
Мне нравилось работать в Cosmopolitan: я кайфовала от работы и еще больше от коллектива . Но вместе с тем понимала, что особых перспектив у этой компании у меня нет. Ну, проработаю я здесь четыре года. Ну, пять. А дальше? А дальше творческий кризис, который всегда меня пугал.
Поэтому, когда мне предложили постоянную работу в «Планете Тату» (студии, где я работала по выходным), подумала, что стоит воспользоваться этим шансом.
Стереотипы о татуировщиках
ВСЕ ТАТУ-МАСТЕРА ЗАБИТЫ С ГОЛОВЫ ДО НОГ. Есть мнение, что татуировщик должен быть полностью убит. В Европе это действительно обычная штука, поэтому иностранные клиенты часто удивляются, что мы с коллегами такие чистенькие. Хотя на самом деле у нас тоже есть татуировки, просто их не так много или они исполнены по правилу белой рубашки: не на шее или запястьях, а на местах, которые можно спрятать под одеждой.ЖИЗНЬ ТАТУИРОВЩИКОВ – ЭТО СПЛОШНАЯ ИГРА. Люди думают, что татуировщики постоянно тусуются. Алло, ребята! Я, когда работала дизайнером, больше пила и гуляла! На сеанс ни в коем случае нельзя прийти в состоянии алкогольного опьянения, поэтому на днях рождения я чувствую себя святой: все пьют, а ты стоишь с водичкой, потому что утром на работу. Кстати, если я знакомлюсь с кем-нибудь на вечеринке, то говорю, что я просто фрилансер. Иначе весь вечер будут расспрашивать, как перебить свои парты.
ТАТУИРОВКА – ЭТО СПЛОШНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Работа тату-мастером действительно дает возможности для художественной реализации, но быть одним только «свободным художником» здесь нельзя. Во-первых, татуировщик должен постоянно совершенствовать свои знания по анатомии, изучать особенности комплекции, шрамов и рубцов; проходить соответствующие курсы и вебинары. Во-вторых, мастер должен быть психологом и находить подход к разным клиентам, а это тоже не каждому по силам.
Плюсы
ГИБКИЙ ГРАФИК. У меня пятидневная рабочая неделя, но выходные выпадают на вторник и среду. Если нужно куда-нибудь поехать, я могу скорректировать этот график: например, поработать во вторник, а выходной взять в другой день. Мой типичный рабочий день длится с 12 до 21 часов. Иногда, если сеанс короткий, могу уволиться уже в 19. Если я опаздываю, то просто предупреждаю об этом клиента и прошу его не торопиться. Это очень удобно, потому что я сова и иногда могу проспать.АВТОНОМНОСТЬ. Тату-мастер – сам себе босс. Здесь нет дяди, который стоит с секундомером у тебя за спиной и вычитывает за то, что задержался. Но на guest spots (выездных тату-сессиях за границей – ред.) в других странах несколько иная картина: в некоторых студиях над тобой может стоять босс, полностью контролирующий весь процесс, засекающий время и подгоняющий.
Конечно, над мастерами в нашей студии тоже есть руководство, но нет субординации и жестких границ. Мне комфортно работать в таких условиях, потому что строгий контроль меня, как творческого человека, всегда очень удручал.
ДОХОД. Со студией мы работаем по процентной системе, грубо говоря 50/50. Моя почасовая ставка – 1200 гривен. Поскольку я веду записи своих клиентов, могу четко спрогнозировать, сколько денег получу в этом месяце. Это позволяет планировать расходы вперед. К примеру, знать, какую сумму на покупку квартиры я могу отложить в этом месяце.
РАБОТА С ЛЮДЬМИ. Меня очень драйвят клиенты. Конечно, не все: иногда случаются совсем неадекватные, но чаще мне везет. Недавно я работала с пожилой женщиной, которая попросила перекрыть татуировкой страшные шрамы. Было видно, что у нее очень нелегкая жизнь. После сеанса я подумала: «Блин, ты депрессируешь по какой-то мелочи, а человек вылез из такого говна – и ничего». Такие моменты очень мотивируют.
Минусы
Клиенты могут не только драйвить, но и драконить, поэтому основные недостатки работы также касаются коммуникации с ними.УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЗАКАЗЫ. Я специализируюсь на графике, могу сделать тату в стилях лайнворк, блэкворк и дотворк. В последнее время начала экспериментировать с цветом, но все равно в пределах графики.
Часто люди встречают мой профиль в Instagram и приходят в студию именно «на Олю». Но бывают и «залетные птички», которые говорят, что им очень понравились мои работы, но просят «бегущего тигра» или реалистичного волка. Всегда интересно, как работает логика этих людей.
Я стараюсь не брать такие заказы, потому что, во-первых, мне это не интересно, а во-вторых, я все равно не оправдаю ожиданий клиента. К счастью, такие случаи происходят нечасто, потому что наши админы знают стиль каждого мастера и могут направить клиента к другому специалисту. Впрочем, если кто-то настаивает на моей кандидатуре и просит сделать что-то несложное, я все-таки соглашаюсь. Просто делаю это не в удовольствие, а ради денег.
ПРЕДВЗЯТОСТЬ И СЕКСИЗМ СО СТОРОНЫ КЛИЕНТОВ. В команде мастеров нашей студии работает шесть парней и четыре девушки. Но гендерные стереотипы становятся заметны в общении с клиентами за 40 [лет].
Некоторые отсеивают девушек уже на этапе записи, просят записать их к «взрослому мужчине» и даже не рассматривают вариант с мастером-женщиной. Но есть и хорошая тенденция: люди, уже имеющие несколько татуировок, часто записываются именно к женщинам. Говорят, что по предыдущему опыту заметили, что девушки более кропотливы и внимательны к деталям.
У меня был клиент, который пришел в студию, увидел меня и, вместо приветствия, выдал: «А вы что, девушка?». Я отшутилась, что еще с утра ею была, на что он ответил: «Девушки не умеют делать татуировки». Интересно, что когда он увидел результат моей работы, то признал, что вел себя неправильно и даже угостил меня круассаном в знак извинения.
Я стараюсь не зацикливаться в таких случаях. Переучить человека все равно не смогу, поэтому мне легче закрыть на это глаза и перевести все в шутку. Или если грубость выходит за пределы, просто отказаться от заказа.
ВМЕШАТЕЛЬСТВО В РАБОТУ. Бывает и так, что клиент уже утвердил эскиз, а потом вдруг решил с кем-то его утвердить. Меня очень раздражают ситуации, когда у девушки есть мечта (например, перекрыть шрам или сделать большую папу), но она отказывается от этого под чьим-то давлением: «Я, конечно, хочу забить себе предплечье пионами, но сделаю маленькую надпись на ребрах. Почему? Потому что мой парень не любит татуировок».
Я уже задолжала объяснять людям, что вы живете для себя, а не для своего парня или девушки. Жизнь одна, и не факт, что вы будете с этим человеком до конца жизни. К тому же, как показывает практика, пары, сдерживающие желание друг друга долго не живут или живут крайне несчастливо. Поэтому меня, как мастера, очень бесит, когда клиент меняет свое мнение через парня, маму или бабушку.
Иногда бывает, что человеку нужна моральная поддержка во время сеанса. Но одно дело, когда кто-то приходит с партнером или другом, а другое, когда в студию заваливается целая группа поддержки: мама, папа, дядя, вся комната общежития и собака. Чаще так бывает с клиентами, которые делают первую татуировку. Все почему думают, что это феерическое зрелище, хотя я просто сижу и работаю.
Подводные камни
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТРАВМЫ. Работу тату мастера часто считают легкой: ну, а что тут такого, сидишь себе и рисуешь. Но это не так. Когда работаешь татуировщиком, то автоматически получаешь кучу проблем со здоровьем: у тебя со временем может начать падать зрение, постоянно страдаешь из-за болей в спине и руке. А если ты имеешь дело с индукционной машинкой (это тяжелый прибор с сильной вибрацией), готовься к тремору рук и возможным ожогам от моторчика. Кроме того, мы постоянно имеем дело с агрессивными дезинфекционными средствами, которые также могут вредить здоровью. Поэтому карьера татуировщика, к сожалению, не продолжалась. После 40 лет приходится думать о чем-нибудь другом.МАКСИМАЛЬНАЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ. Не все до конца понимают, что тату мастер должен быть очень сосредоточенным и постоянно держать фокус на том, что делает. Мы с другом-хирургом часто проводим параллели между нашими профессиями: оба максимально сконцентрированы на работе и делаем все, чтобы не допустить ошибку.
ОТСУТСТВИЕ ХОББИ. Если ты хочешь развиваться в этой сфере, то должен быть полностью погружен в работу. Часто у татуировщиков все интересы зацикливаются вокруг тату: даже если ты не в студии, то все равно просматриваешь референсы, рисуешь эскизы и следишь за другими мастерами в соцсетях. Понятно, что ты можешь посещать спортзал или ходить в кино, но иметь большое хобби – уже вряд ли.