«Мне просто повезло»: Что такое синдром самозванца и как от него избавиться

HR (перейти в категорию)

Все чаще успешных людей можно услышать о понятии «синдром самозванца»: субъективное ощущение того, что человек не заслуживает того успеха, который имеет. Часто самозванцы обесценивают свои достижения и считают, что их успех – это случайность или им просто повезло. Мы говорим о синдроме самозванца с кандидатом медицинских наук и психотерапевтом Марией Лемещук. Эксперт объясняет, что такое синдром самозванца, почему он возникает, где предел тревожной неуверенности в себе, недостатке компетенций и синдрома самозванца, как от него избавиться самостоятельно и как помочь с этим другим «самозванцам».

Что такое синдром самозванца

Актуальность этого парадокса трудно недооценить. Пять лет назад никто не обращался к психологу с запросом: У меня синдром самозванца. Сейчас эта тема важна, поскольку этот феномен есть и приобретает огласку. Такого синдрома нет в международных классификациях, но если человек испытывает дискомфорт из-за определенного состояния, это нужно как-то формулировать и с этим важно работать. Поэтому сформировалось такое понятие, как «синдром самозванца».

Синдром самозванца – это длительное состояние, которое не дает человеку возможности оценить собственные достижения и понять, что они являются результатом его труда. То есть человек не может сопоставить то, что именно его затраченные ресурсы и работа привели его к результату и успехам, которые он имеет. Обычно при этом человек пренебрегает своими усилиями и достижениями.

Человек с синдромом самозванца и повышенной самокритичностью не испытывает удовольствия от своих успехов, потому что считает, что ему повезло

Человек с синдромом самозванца успешен, но при этом не считает себя таким, игнорирует свой ум и усилия. Например, есть успешный рабочий компании, он компетентен, хорошо работает, к нему приходят за советом коллеги, к его точке зрения прислушивается руководство, но если спросить, почему так происходит, он ответит: «Мне просто повезло, это стечение обстоятельств» или « Просто вокруг меня хорошие люди, если бы не они, я не смог бы показывать такие результаты». Он думает: «Если бы они действительно узнали о моих умениях и способностях, они бы быстро меня уволили». То есть, есть четкое несоответствие между тем, что есть на самом деле: тем, как окружающие воспринимают результаты человека, и тем, как сам человек воспринимает результаты своей деятельности.

У человека с синдромом самозванца повышена самокритичность, заниженная самооценка и искаженное представление о себе, своих знаниях и умениях. Обычно человек с синдромом самозванца и повышенной самокритичностью не испытывает удовлетворения своих успехов, потому что считает, что ему повезло. Надо отделять самозванца от человека, который в настоящее время не имеет достаточной компетентности в определенной сфере, поскольку тогда формируются совершенно разные подходы работы с этим состоянием.

Если у человека недостаточно компетенций, то необходимо будет просто повышать их, чтобы отвечать поставленным критериям и чувствовать себя более компетентным в своей сфере. А если у человека достаточно компетенций в сфере, но он ими пренебрегает, тогда мы говорим о синдроме самозванца, и в таком случае человеку нужно не повышать свою компетентность, а работать над тем, чтобы было соответствие между тем, что он испытывает, и тем, как есть на самом деле.

Почему возникает синдром самозванца

Формирование личности и отношение к себе начинается в детстве, а не во взрослом возрасте, соответственно формированием этого синдрома тоже может происходить еще в детстве. В психотерапии существует много индивидуальных особенностей, поэтому нельзя выделить одну причину, способствующую возникновению синдрома самозванца. Есть определенные причины, которые могут в определенных обстоятельствах влиять на его формирование. К примеру:

Много сравнения с другими в детстве
Повышенная критика в семье
Отсутствие похвалы и поддержки или, наоборот, в детстве ребенку говорили, что он чрезвычайно умный, а во взрослой жизни он столкнулся с тем, что другие коллеги имеют такие же достижения, как и он. У человека это несоответствие вызывает непонимание, успешный он или нет. На этом фоне могут быть искривлены.
Несоответствие достижений и обратной связи.

К примеру. в детстве ребенок слышал от учителей или родителей фразы: «Почему ты получил 11, а не 12?», «Ты должен быть лучше!». Перфекционизм может повышать уровень требований к себе и количеству достижений, определяющих успех и его ощущение. Если эта планка чрезвычайно высока, человек не может понять, насколько его достижения ценны. Как следствие, возникают искажения, влияющие на чувство успеваемости или неуспеваемости.

Четкая оценка извне. Например, очень авторитарное отношение родителей к ребенку и требования, которым он должен быть, без возможности самостоятельно оценивать себя. К примеру, фразы: Ты сегодня плохо убирал в квартире или Ты сегодня плохо выучила стихотворение. Когда есть такая четкая оценка со стороны, когда эта оценка является авторитарной и не подлежит дискуссии, у ребенка не формируется понимание того, что он сделал и как он это сделал. Лучше спрашивать у ребенка: «А как ты считаешь, как ты сегодня выступил?» или «Как ты сегодня убрали?». Это дает диапазон понимания успеваемости и неуспеваемости, так что человек формирует более объективное отношение к себе.
Недопустимость ошибки. Когда человек не позволяет себе ошибаться, каждую ошибку он будет трактовать как свою неуспех и подтверждение того, что он не может быть хорошим работником. Человек может думать: "Они не знают, как я ошибаюсь, поэтому думают, что я хороший работник", хотя ошибки – это неотделимая часть работы в любой сфере.

Желание быть особенным и отличаться от других. Если человек стремится быть чрезвычайно лучше, это тоже может провоцировать возникновение синдрома самозванца и того, что человек не будет чувствовать себя успешным.
Есть много причин, которые могут спровоцировать это состояние, но основной причиной является индивидуальная психологическая несостоятельность человека оценить свою работу и результат своей деятельности. Есть люди, у которых было много критики и сравнения в детстве, но при этом во взрослом возрасте они могут объективно оценивать себя и свои достижения. То есть синдром самозванца – это совпадение факторов, которые одновременно влияют на психику и индивидуальность человека, склонную к этому.

На возникновение синдрома самозванца могут влиять черты характера, но характер является динамической структурой и может изменяться в течение жизни. Из моей практической деятельности я вижу, что обычно с запросом синдрома самозванца обращаются люди, у которых нарушена самооценка и чрезмерная самокритичность. Раньше люди не говорили об этом, а сейчас на первом приеме один из десяти клиентов скажет о синдроме самозванца: «Это обо мне. Я слышал об этом, я об этом читал». Обычно синдром самозванца не является основной причиной, по которой человек обращается к психологу или психотерапевту. Скорее, это один из симптомов и последствий другой проблемы.

Социальные причины возникновения этого синдрома

Также возникновение синдрома самозванца провоцирует чрезмерную информационную нагрузку. Сейчас очень много информации, поэтому иногда бывает трудно оценить, насколько ты компетентен в той или иной сфере. Но мы не можем знать все, а когда мы не можем знать все, мы можем говорить и думать о том, что мы самозванцы, потому что мы чем-то некомпетентны.

Сейчас много профессий, в которых постоянно что-то обновляется, и человек может чувствовать, что для того, чтобы балансировать, ему нужно обновлять свои знания. Период перехода с момента, когда что-то новое появилось, а человек это еще не выучил, и понимание того, что он еще чего-то не знает, тоже может провоцировать синдром самозванца. Современный мир и его динамичность провоцируют то, что мы чувствуем некомпетентность. Даже при наличии внешней успеваемости и ума.

Какие последствия
Негативными последствиями синдрома самозванца является субъективное недовольство своей жизнью и собой. Когда самокритичность постоянно проявляется в мыслях, человек может испытывать грусть, потому что он постоянно думает, что неуспешный или ему просто повезло.

Человек может отказываться от дальнейшего развития или не брать на себя ответственность того уровня, который он мог бы взять из-за того, что он не уверен в своих силах. Хотя на самом деле она могла бы с этим легко справиться. Субъективное качество жизни будет существенно снижаться.


Что касается положительных последствий, в некоторых случаях синдром самозванца может стимулировать человека к саморазвитию и самосовершенствованию, больше учиться, развиваться и находить новую информацию. Но все же, с моей точки зрения, лучше делать это по хорошему отношению к себе и адекватному восприятию своих успехов и знаний, чем путем гиперкомпенсации: «Я думаю, что я плохой и не достоин успеха, поэтому буду компенсировать это новыми знаниями, саморазвитием и дополнительными образованиями».

Как избавиться от синдрома самозванца

1. ОПИРАЙТЕСЬ НА ФАКТЫ
Сначала нужно понять, это синдром самозванца или недостаток компетенций. Для этого нужно искать подтверждение и опираться на факты. Необходимо, чтобы было максимум четких правил и критериев оценки.

Например, на многих работах есть должностные требования или отчеты за год, за полгода, которые показывают, соответствуют ли профессиональные достижения человека той нагрузке, которую он имел, и отвечает ли она профессиональным требованиям. Также есть обратная связь руководства. Это факты, на которые мы можем опираться, чтобы объективно оценивать себя. Чем больше мы будем обращать внимание на объективные факторы, тем легче будем относиться к имеющимся субъективным ощущениям и искажениям.

Если на месте работы нет четких критериев оценки, вы должны создать себе собственные критерии успеваемости. К примеру, подводите итоги своей работы в конце каждого месяца и смотрите, что вы сделали за это время. Это позволяет на уровне четких результатов деятельности видеть, что вы на самом деле сделали.

2. НЕ СРАВНИВАЙТЕ СЕБЯ С ДРУГИМИ
Очень важный аспект в борьбе с синдромом самозванца – не сравнивать себя с другими. Пока будет сравнение, синдром самозванца будет преуспевать.

3. РАБОТАЙТЕ С МЫСЛЯМИ
Нужно научиться подмечать самокритику и сознательно дистанцироваться от нее. Это когнитивная работа с мыслями, в которой мы учимся не идти за автоматизмами. То есть если вы заметили автоматическое негативное мнение о том, что вы неудачник и вам просто повезло сегодня, нужно критически оценить его, а не верить ему.

Эти мнения являются автоматическими и могли сформироваться на основе негативного опыта в прошлом, но наш опыт не линейный: если нам что-то не удавалось раньше, это не значит, что нам не удастся это сейчас или не будет удаваться в будущем. Очень важно сознавать, быть здесь и сейчас, понимать, что с нами происходит, а не жить на автоматизме.

4. РАДУЙТЕСЬ СВОИМ ДОСТИЖЕНИЯМ
Очень важно уметь радоваться своим достижениям. Обычно люди с синдромом самозванца пренебрегают своими успехами и не празднуют победы и выдающиеся моменты в жизни. Поэтому нужно учиться этому.

Это очень легко делать, думая, как бы мы радовались своему другу. Люди с синдромом самозванца могут легко радоваться друзьям, поддерживать, хвалить их, праздновать их победы, но когда они говорят о себе, происходит совсем другое отношение.

Задайте себе простой вопрос: «А как бы я относился к себе, как к другу?». Постепенное взращивание доброты и принятие себя, конечно, будет помогать.

Если вы все равно находитесь в состоянии самозванца длительное время, нужно обратиться к психотерапевту или психологу и разобраться с индивидуальными причинами формирования этого синдрома, найти необходимые поддерживающие механизмы, потому что их очень много и они могут быть разными.

Как помочь «самозванцу»
Если вы замечаете синдром самозванца у своего друга, коллеги, подчиненного – не навязывайте свою точку зрения, потому что человек все равно не будет вам верить и оставаться в своей субъективно созданной роли самозванца.

Нужно возвращать человека к фактам и не давать ему следовать за автоматизмом своих субъективных мнений

Нужно помочь человеку самому увидеть вот это несоответствие, которое есть. Задавать ей больше открытых вопросов: «А что ты сделал?», «А какой результат ты получил?», «А доволен ли ты этим результатом?». То есть нужно возвращать человека к фактам и не давать ему следовать за автоматизмами своих субъективных мнений, при этом не навязывая свою точку зрения.